comrade_vo (comrade_vo) wrote,
comrade_vo
comrade_vo

Здехово-2014: открытый урок альтернативной истории



В предыдущей статье я обсудил причины, заставившие меня подробно разобрать основные моменты открытого урока истории, который проводился в Здехово 25-26 сентября 2014 года. Если вкратце, меня очень смутила подача материала, шедшая вразрез с обещанием никого не демонизировать и никого не обелять. Сразу же стало ясно, что обещание это не выполняется. И это понятно любому наблюдателю, хорошо знающему историю нашей страны. Но беда-то в том, что, во-первых, далеко не все взрослые хорошо знают историю нашей страны, а во-вторых, урок предназначался детям, которые в большинстве своём даже не проходили Гражданской войны на уроках истории. И это особенно мерзко. Такие манипуляции надо разоблачать, чему и будет посвящена данная статья.



Как я уже писал, и как могли видеть те, кто присутствовал на мероприятии, во время всего "реконструкторского" боя комментатор, широко известный в узких кругах реконструктор и профессиональный историк Андрей Малов-Гра пояснял, что происходит на поле. А также рассказывал детям, как надо понимать происходящее.

На третьей минуте (на видео, 2:42) он поясняет:

"А вдалеке мы видим белые и малиновые фуражки. Там добровольцы. Там добровольческая армия — вооруженные силы юга России. Элитные части, которые хотели быть верны присяге, которые воевали за Россию, против интернационала — против большевиков. Они именно так понимали будущность России — Великая единая и неделимая Россия, а не торжество мирового интернационала".

Для начала отметим, что сравнивается несравнимое. Интернационал - международная организация рабочих, ставившая своей целью объединение усилий рабочих всех стран в борьбе с угнетателями. Такие организации и союзы во множестве существовали в то время. Достаточно перечислить самые известные: Лига Наций, Антанта, Католическая церковь.

С другой стороны, участие в некоей международной структуре ещё не означает предательства интересов собственного государства. Ведь не является же предательством национальных интересов участие России в Евразийском союзе, а Германии - в Евросоюзе!

Но мало того, что такое противопоставление некорректно. Это ещё и чистой воды манипуляция, так как на открытом уроке присутствовали дети с 5 по 11 класс. А к 5 классу редкий школьник знает, что такое Интернационал.

Разобравшись собственно с манипуляцией, давайте разберёмся, насколько объективен ведущий, делая такое противопоставление? Несмотря на попытки советского руководства заключить мир и прекратить войну, Германия и Австро-Венгрия, воспользовавшись слабостью России, оккупировала её западные области (в частности, Украину). Белые, та самая добровольческая армия, смотрели на это сквозь пальцы. Т.е. нет, конечно; не все и не совсем сквозь пальцы. Но это не было похоже на стремление Россию защитить, как защищали вместе Францию жирондисты и якобинцы, смертельные враги на внутриполитической арене.

Весь антураж для Здеховского урока взят из событий, разворачивавшихся на юге и юго-востоке России, поэтому я в своей аргументации буду опираться в основном на воспоминания участников тех событий. Читаем воспоминания генерала Деникина, командующего белогвардейской Добровольческой армией юга России:

"Генерал Драгомиров, проезжая в августе из Киева через Новочеркасск, «умышленно уклонился от встречи с Красновым», ибо — как он писал мне впоследствии — «мы стояли на столь различных точках зрения в вопросе о дружбе с немцами, что наш разговор мог бы иметь результатом только крупную ссору, с чего мне вовсе не хотелось начинать свою деятельность на Юге России".

Напомню, атаман Краснов сотрудничал с немцами, получал от них помощь. Деникин не хотел никакого сотрудничества с немцами и их союзниками - противниками России в Первой Мировой войне.

Но хотел ли генерал воевать с немцами? В начале мая 1918 года Деникин, по его словам, рассылает "наказ представителям армии", в котором есть и такой пункт:
"Никаких сношений ни с немцами, ни с большевиками. Единственно приемлемые положения: уход из пределов России первых и разоружение и сдача вторых."
Неприятие немцев Деникиным похвально, беда только в том, что этим дело и ограничивалось. Бороться с немцами Добровольческая армия не собиралась, её командующего беспокоило только, чтобы немцы не напали на них:

"Я в полном согласии с генералом Романовским ставил ближайшей частной задачей армии освобождение Задонья и Кубани. Исходили мы из следующих соображений:
1. Немедленное движение на север при условии враждебности немцев, которые могли сбросить нас в Волгу, при необходимости базирования исключительно на Дон и Украину, то есть области прямой или косвенной немецкой оккупации и при «нейтралитете» — пусть даже вынужденном — донцов, могли поставить армию в трагическое положение: с севера и юга — большевики, с запада — немцы, с востока — Волга. Что касается перехода армии за Волгу, то оставление в пользу большевиков богатейших средств Юга, отказ от людских контингентов, притекавших с Украины, Крыма, Северного Кавказа, словом, отказ от поднятия против Советской власти Юга России наряду с Востоком представлялся совершенно недопустимым. Он мог явиться лишь результатом нашего поражения в борьбе с большевиками или… немцами…"


Как видно, Деникин не был уверен во враждебности немцев к белым. Оно и не удивительно. Белые не раз получали доказательства обратного. Об этом свидетельствует другой член добровольческой армии, Антон Туркул в своих мемуарах "Дроздовцы в огне":
http://kaminec.livejournal.com/147653.html
"На походе мы встречали эшелоны германцев и австрийцев, тянувшиеся к югу. Под Каховкой германцы предложили нам свою помощь. Отличный германский взвод с пулеметом на носилках уже подошел к нам по глубокому песку. Германских пулеметчиков мы поблагодарили, но сказали, что огня открывать не надо."

Другой момент:
"В те мгновения боя, когда мы несли тяжелые потери, Дроздовскому прискакали немецкие кавалеристы. Это были офицеры германского уланского полка, на рассвете подошедшего к Ростову. Германцы предложили свою помощь. Дроздовский поблагодарил их, но помощь принять отказался."

Никакой враждебности, даже наоборот: немцы предлагают свою помощь в борьбе с большевиками! Разумеется, всё могло измениться, ведь формально Деникин с Алексеевым не хотели иметь дела с немцами, справедливо опасаясь в этом случае лишиться помощи союзников (т.е. государств, на стороне которых воевала Россия в Первой Мировой войне). Пикантность ситуации состояла в том, что помощь они надеялись получить как формальные противники коалиции Центральных государств (т.е. Германии, Австро-Венгрии и других), а воевать собирались только с большевиками. Помощи же они дождались после того, как немцы уже ушли и когда цель этой помощи уже не оставляла никаких сомнений. Снова цитирую Деникина:

"С начала 1919 года, после ухода немцев из Закавказья, нам удалось получить несколько транспортов артиллерийских и инженерных грузов из складов Батума, Карса, Трапезунда. А с февраля начался подвоз английского снабжения. Недостаток в боевом снабжении с тех пор мы испытывали редко"

Добровольческая армия не гнушалась даже того, чтобы бить в спину красным войскам, противостоящим немцам. Деникин пишет:

"Операция заключалась в том, чтобы быстрым маршем захватить узловую станцию Сосыка на Кубани, в тылу той группы большевиков, которая стояла против немцев у Батайска; … Много поездов с военными материалами попало в наши руки. В ту же ночь я перешел с колонной Маркова в станицу Михайловскую, предполагая расширить несколько задачу к северу. Но бригада Богаевского встретила уже упорное сопротивление большевиков, усилившихся подошедшими подкреплениями; добыча не стоила бы новых жертв. И я увел армию без всякого давления со стороны противника, развивавшего только сильнейший артиллерийский огонь, обратно на Дон.
Увозили с собой большую добычу: ружья, пулеметы, боевые припасы и обмундировальные материалы; уводили несколько сот мобилизованных кубанских казаков.
Должен сказать откровенно, что нанесение более серьезного удара в тыл тем большевистским войскам, которые преграждали путь нашествию немцев на Кавказ, не входило тогда в мои намерения: извращенная до нельзя русская действительность рядила иной раз разбойников и предателей в покровы русской национальной идеи…"


Что же красные? Из этой последней цитаты понятно, что они-то с немцами боролись. И о характере этой борьбы яснее всего скажет цитата из мемуаров командующего Украинской советской армией, противостоявшей Добровольческой армии:

"Безнадёжность борьбы с регулярными войсками австро-германского империализма в этих условиях была совершенно ясна для нас. Но нужно было, тем не менее, вести эту борьбу, хотя бы она не обещала ничего, кроме поражения, и могла окупиться лишь в отдалённом будущем"

И они вели эту борьбу несмотря на очевидное неравенство сил и предательские удары в спину от белогвардейцев. Борьба эта, впрочем, выглядела безнадëжной только с военной точки зрения. С политической же большевики возлагали большие надежды на помощь рабочих всех стран мира - возлагали надежды на тот самый Интернационал, который ведущий противопоставил России.

Все мы знаем, что борьба эта в итоге увенчалась успехом. Каким образом? Сейчас принято клеймить большевиков за "похабный" Брестско-Литовский мир. Ленин, настоявший на этом договоре, явным образом рассчитывал на революцию в Германии, которая позволит его аннулировать. В этом он проявил себя как блестящий политик, умеющих просчитывать на несколько ходов вперёд: 3 марта 1918 года договор был подписан, а 13 ноября того же года, после революции в Германии - аннулирован.

Вряд ли можно переоценить роль, которую сыграл Интернационал в возникновении революции в Германии (а также в Венгрии и Австрии). Как нельзя недооценивать и роль рабочего сопротивления войне Антанты против молодого Советского государства. Достаточно посмотреть на хронологию событий:
20 февраля 1919 года французские солдаты и матросы в Одессе отказываются сражаться с русскими революционными войсками. А 22 февраля начинаются волнения в английских оккупационных войсках на северном фронте. Простое совпадение? Даже если так, нельзя не понимать, что все эти события обусловлены огромным авторитетом Советской России, которая дала всем угнетëнным в мире надежду на бОльшую справедливость - надежду оправдавшуюся, в том числе в тех государствах, где сохранился капиталистический строй.

Что в итоге? Ведущий манипулирует сознанием детей, пришедших на урок:
- противопоставляя борьбу рабочих во всём мире национальным интересам России;
- умалчивая, что эта борьба оказала России огромную помощь в защите именно национальных интересов: национальной безопасности и целостности;
- умалчивая о неприглядной роли белогвардейцев, которые не просто отстранились от борьбы за национальные интересы России, но и активно боролись с той силой, которая эти интересы защищала.

И, наконец, имела место неприкрытая ложь, совершенно непростительная для историка: демонстрируется, как приехавшие на телеге немцы ходят и добивают белых вместе с красными.

Ведущий сопроводил это словами:
"Вот эта ужасная трагедия... И кто выигрывает от всего этого ужаса, от гибели русских людей? Только те, кто приходит к нам с оружием в руках. Только оккупанты... и тогда это были и немцы и англичане и французы: те, кто пришли поживиться русским добром, воспользовавшись нашей гражданской войной, воспользовавшись междоусобицей и братоубийстовом. На поле появляются кайзеровские солдаты: им всё равно, белые или красные: для них все враги."

Как мы уже увидели из воспоминаний самих белогвардейцев, таких эпизодов просто не было и быть не могло при той позиции, какую занимала Добровольческая армия по отношению к немецким оккупантам. Любопытно, как реконструкторы, с таким трепетом относящиеся к мелочам, вроде пуговиц на костюмах или, простите, нижнему белью, согласились пойти на такой откровенный подлог?

Впрочем, может, это только фантазии ведущего? На поле в это время происходило кое-что другое, а именно, совещание немецкого командира и белого, что гораздо больше похоже на правду:



Но если ситуация с немецкими оккупантами требует довольно подробного рассмотрения, то ситуация с интервентами - бывшими союзниками России в Первой мировой войне гораздо проще. Белогвардейцы всех мастей пользовались этим статусом "союзников" для того, чтобы просить и получать помощь. Удивило, что в оценке действий англичан и французов ведущий не ошибся, характеризовав их как оккупантов. И при этом привычно умолчав о том, что пришли эти захватчики на нашу землю по настоятельному приглашению белогвардейцев.

Раньше я задавался вопросом: чем взрослые дяденьки, нарядившиеся в костюмы "наших" и, например, немцев, отличаются от детей играющих в войнушку. На форумах дяденек мне отвечали, что они не играются, нет: они "реконструируют"! Точно воспроизводят исторические события "в костюмах той эпохи". И вообще, среди них много профессионалов-историков. На проверку оказалось, что приехавшие на мероприятие "реконструкторы" - это обычные взрослые дети, играющие в войнушку. И всë их отличие от детишек, бегающих с деревянными автоматами, - это то, что оружие у них "взаправдашное", а пуговицы на костюмах "в точности как тогда". Но самым неприятным открытием оказалось наличие среди них историков с дипломами, которые сознательно лгут нашим детям. Которые под видом истории подносят то, что сейчас принято называть "альтернативной историей", то есть выдумки на тему "как могло бы быть, если бы всё пошло так, как нам бы хотелось". И при этом очень умело манипулируют детским сознанием. Ведь разобранный момент манипуляции детским сознанием - не единственный. Рано или поздно мы разберëм их все. А также покажем, кто именно стоит за этой компанией по созданию "альтернативной версии" российской истории для наших детей. Ибо, если это не сделать, эти господа могут вбить нашим детям в головы идеи, от которых дети потом скачут на площадях, воюют с памятниками, жгут покрышки, убивают людей и служат послушным орудием в руках бандитов.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments